Географическое указание получило статус объекта интеллектуальных прав. Причем ранее существовал похожий объект – место происхождения товаров. Но для регистрации и защиты «места происхождения товаров» требовалось, чтобы товар имел особые свойства и полный цикл производства на этой территории. Это крайне жесткие условия. В результате к настоящему времени в России смогли зарегистрировать лишь около 200 мест происхождения товаров.
Что касается географического указания, то тут все гораздо проще – достаточно присутствия в товаре особых свойств, обусловленных природными или человеческими факторами. В России, где почти каждый регион обладает десятками узнаваемых локаций, прочно ассоциирующихся с тем или иным товаром, это очень актуальное нововведение. Тульские компании защитят свое право на пряник, вологодские – на масло, башкирские - на мед и т.д.
Соответствующие законы были приняты в июле, а вступили в силу осенью 2020 года.
В основном, законы посвящены государственному контролю, но предпринимателям, конечно, стоит обратить внимание на случаи обнуления налога на прибыль в НДС, а также возмещения части расходов по уплате страховых взносов.
К Арктической зоне закон причисляет Архангельск, Норильск, Воркуту, всю Мурманскую область, НАО, ЯНАО и многие иные территории вдоль северного океанского побережья РФ.
До недавнего времени по закупкам в сфере строительства действовало правило об обязательном электронном аукционе. Теперь заказчики смогут заключать контракты через конкурсы. Кроме того, теперь опыт подрядчика учитывается не за три, а за пять лет.
Но помимо расширения возможностей Законом вводятся и новые ограничительные меры. Речь идет о т.н. «минимальной обязательной доле закупок российских товаров». Определением размера этой минимальной доли и перечня товаров будет заниматься правительство РФ.
Наконец отменено давнее правило о том, что зачесть переплату можно только по налогам того же уровня (вида). Например, переплату по федеральным налогам можно было зачесть только с другими федеральными налогами, но не с региональными.
Очень многим предпринимателям станет легче: меньше средств будут «заморожены» в бюджетах различного уровня. С другой стороны, и налоги, возможно, будут уплачиваться более оперативно.
Любопытное дело рассматривал московский арбитраж. Налоговики пытались доказать взаимозависимость компании и ее субподрядчиков, представляя последних в качестве фирм-однодневок. Важным доводом в пользу налоговой инспекции стало то, что при выемке документов в компании нашли лист с логинами и паролями от 1С «Бухгалтерия» сразу по семи компаниям-субподрядчикам.
Налогоплательщик пытался в суде доказать, что он эти пароли никогда не использовал, но суд к этим доводам не прислушался и встал на сторону налогового органа.
Верховный Суд вынес неожиданное для многих решение. Фабула дела следующая: супруг получил в наследство квартиру, которую впоследствии продал. На вырученные деньги супруги купили другую квартиру, причем право собственности оформили на супругу.
После развода супруг обратился с иском о признании этой квартиры его индивидуальной собственностью. Суды нескольких инстанций отказали: квартира была приобретена в браке и является совместной собственностью и, следовательно, подлежит разделу.
Верховный Суд решил иначе: имущество, унаследованное супругом, является его личной собственностью. Соответственно, средства с продажи этого имущества, тоже его. Все купленное на эти средства остается у супруга в случае развода, независимо от того, на кого регистрировали квартиру.