Только за последний месяц мы получили два одинаковых запроса: как грамотно выйти участнику из Общества, без рисков отвечать по его обязательствам в будущем?
Поскольку текущей деятельностью он не занимался, доступ к документам осложнён, директор не является лояльным и зависимым лицом, объективной информации о дебиторах/ кредиторах нет и т.п.
Итак, по общему правилу участники ООО не отвечают по его обязательствам.
Риск взыскания убытков связан с виновными действиями, которые повлекли ущерб для общества.
Наиболее распространенные случаи: неправомерное выведение денежных средств из общества в свою пользу; заключение заведомо невыгодных для общества сделок (совместно с руководителем) и т.д.
Привлечение к такому виду ответственности возможно в течение 3 лет с момента обнаружения соответствующих действий участника.
Риск субсидиарной ответственности возможен в случае банкротства общества по ряду оснований.
Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам ООО могут быть любые недобросовестные активные действия/решения, которые бы могли ухудшить финансовое состояние должника и привести к его банкротству.
В частности, одобрение сделок, прямые поручения руководителю, вывод средств должника любыми способами в свою пользу (в пользу аффилированных лиц).
Данные действия участника ООО необходимо оценивать как в отдельности (с учетом конкретных обстоятельств, возможности участника давать обязательные для руководителя указания, фактической роли участника в управлении), а также в совокупности с иными его действиями.
Если роль единственного участника ООО являлась лишь номинальной и он фактически не участвовал в хозяйственной деятельности Общества, то риск привлечения к субсидиарной ответственности по вышеизложенным основаниям является минимальным.
Тем не менее, российское законодательство содержит и менее очевидное основание для привлечения к ответственности - уклонение от подачи заявления в суд о банкротстве Общества.
Последствием является взыскание задолженности Общества, возникшей после того как ответственное лицо должно было обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
Судебная практика по данному вопросу не является стабильной, поэтому и риски привлечения к ответственности исключить полностью невозможно.
По общему правилу обязанность обратиться с заявлением о банкротстве несет руководитель компании.
Согласно ст. 9 Закона о банкротстве руководитель должника обязан был обратиться с заявлением должника о признании предприятия банкротом в течение 1 месяца с даты возникновения признаков банкротства.
Одним из признаков банкротства является неплатежеспособность, то есть прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.
Если руководитель (генеральный директор) Общества не обратился в установленный срок с заявлением о признании должника банкротом, то соответствующая обязанность переходит к участникам (учредителям) ООО.
В дальнейшем, если это бездействие, связанное с не исполнением обязательств по обращению в суд с заявлением о банкротстве, повлекло увеличение требований к должнику (например, на сумму начисленных неустойки и процентов), то к субсидиарной ответственности могут быть привлечены как руководитель, так и участник Общества.
В указанных обстоятельствах защита участника (учредителя) ООО может быть основана на том, что ему не была известна полная информация о финансовом состоянии должника: всех его активах и пассивах.
В целях уменьшения указанных рисков мы рекомендуем запросить у действующего руководителя ООО информацию о том, какие обязательства в настоящее время есть у Общества (включая те обязательства, по которым кредиторы еще не обращались в суд), а также сведения о предпринимаемых руководителем действиях в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
В ответе руководителя должна быть:
Иными словами, ссылка на то, что руководитель:
Поскольку указанное письмо может само по себе быть доказательством осведомленности участника (учредителя) ООО о действительном финансовом (банкротном) состоянии Общества, то целесообразным представляется получить такое письмо в течение 10 дней до совершения сделки по продаже доли.
Если письмо руководителя направляется в электронной форме, то необходимо убедиться в том, что электронный почтовый ящик принадлежит именно ему, либо самому Обществу.