Мы постоянно обсуждаем развитие нашего российского права: новые законы, повороты судебной практики, государственные изменения.
С начала 2020 г. появилось несколько трендов развития, которые лишь ускоряются со временем. Возможно, связь с пандемией является случайной – и до ее начала вектор уже прослеживался. Но именно коронавирус позволил отбросить стыдливость и «двигать» право, как говориться, не считаясь ни с чем.
Юристы удивлялись тому, как юридически безграмотно принимались срочные карантинные меры. Теперь же планка упала так низко, что мы без удивления наблюдаем как новый закон или акт принимаются в экстренном порядке, хотя никакого отношения к пандемии он не имеет.
Общей паники не избежала Конституция, а также выборное законодательство. Сути поправок мы сейчас касаться не будем, так как эта заметка исключительно про бизнес. А как маркер наступившего периода чрезвычайного законодательства - это отличный пример.
Впрочем, выдавать обязательные указания для бизнеса можно и без всяких законов. Например, объявить нерабочие дни или установить запрет ресторану обслуживать посетителя без QRкода вакцинированного. И это только за последний месяц и только в Москве.
Отнюдь, мы не против вакцинации. Однако с точки зрения права, законность этих действий властей может быть оспорена в судебном порядке любым пострадавшим предпринимателем. Впрочем, отсутствие таких исков - это последствие более ранних времен.
Судебный hight tech набирает ход: уровень применения цифровых технологий российскими судами действительно высокий и соответствует лучшим мировым практикам: Пять лет назад юристы заполняли поезда и самолеты, чтобы добраться до апелляционных и кассационных инстанций. Теперь можно поучаствовать в онлайн-заседании и тем же путем ознакомиться с материалами дела. Представляете, как снизились издержки? Конечно, система сопротивляется – например, некоторые суды начинают отказывать в онлайне каждый раз, когда объявляется очередная победа над коронавирусом.
Информатизация захватывает и другие отрасли: налоговое, таможенное, валютное и т.д. Удобство пользователей при этом совмещается с усилением контроля.
К примеру, возьмем валютное регулирование. С1 января 2021 года заработала система «одно окно» в области экспорта с одновременным увеличением полномочий органов внутреннего контроля. Также резидентов обязали отчитываться о движении любых финансовых активов за пределами РФ. А с 1 июля 2021 года введены существенные ограничения на использование зарубежных электронных кошельков, в т.ч. по оплате за товары, работы и услуги.
«Банковская тайна». Да, мы намеренно использовали кавычки. В начале этого года налоговые органы получили полный доступ к банковской тайне физлиц. В лучших традициях чрезвычайного законодательства эти поправки внесли в совершенно другой законопроект за 1 день до его принятия ГД РФ. На неделе на своей «прямой линии» Президент высказался, что и правоохранительные органы должны вмешиваться в проведение сомнительных банковских переводов «на ранних стадиях».
Бизнес в ожиданиях - что же будет дальше?
В самое ближайшее время мы подготовим для вас практические советы и правила поведения с учетом влияния правовой пандемии.