ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ: СТАЛО ПРОЩЕ И СВОБОДНЕЕ

Летом 2021 года Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о досудебном урегулировании споров.

 

Отметим, что в этом документе не только решения спорных ситуаций, но и основные соображения и принципы, благодаря которым весь правовой институт досудебного урегулирования становится понятнее и гораздо проще для всех нас.

 

Итак, самые важные положения:

 

1) Обязательный претензионный порядок

Он специально установлен законом для некоторых категорий гражданских споров, который не может быть изменен.

.Например, дела о расторжении договоров и споры, вытекающие из перевозки грузов, услуг связи и т.д.

Кроме того, наконец-то в одном документе собран весь перечень споров, когда соблюдение претензионного порядка не нужно – более десятка категорий, в том числе корпоративные споры, обращение взыскания на заложенное имущество, возмещение убытков вследствие причинения вреда, установление сервитутов, признание сделки недействительной и т.д.

 

2) Стороны договора вправе самостоятельно закрепить параметры досудебного урегулирования

Многие предприниматели резко отрицательно относятся к самой идее обязательности претензии: вместо того, чтобы быстро подавать иск, приходится сначала направлять претензию, а потом ждать 30 дней, причем при полном отсутствии перспектив договориться с ответчиком.

Между тем, для устранения этих неудобств, достаточно в договоре закрепить сокращенный срок рассмотрения претензии, а также более четко прописать процедуру её направления.

Мы рекомендуем использовать электронную почту. Чтобы избежать путаницы и случайной отправки писем «в спам», в договоре лучше сразу указать e-mail, с которых будет осуществляться юридически значимая переписка.

 

3) Куда и как направлять

Если стороны не установили правила досудебного урегулирования спора, то они вынуждены полагаться на общий порядок, хотя многие его аспекты остаются спорными, несмотря на многолетнюю судебную практику.

На некоторые вопросы Верховный Суд дал однозначные ответы:

  • МОЖНО направить претензию в адрес филиала, если спор вытекает из его деятельности;
  • МОЖНО не направлять претензию ценным письмом с описью, если это прямо не закреплено в законе или договоре;
  • МОЖНО направить претензию по электронной почте и даже мессенджерами, но лишь при наличии условий: это прямо предусмотрено в договоре или же это сложившийся порядок общения сторон.

 

4) Претензия больше не нужна для встречного иска

Логически объяснить прежний порядок можно лишь излишним формализмом: так, чтобы предъявить встречный иск нам приходилось направлять претензию истцу, ждать 30 дней, а потом уже предъявлять документы в суд.

В это время уже могло пройти одно-два судебных заседания, и судья вполне обоснованно мог отказать в принятии встречного иска, сославшись на затягивание дела.

По новым правилам эта проблема устраняется полностью.

 

5) Если забыли выставить неустойку или ошиблись с расчётом

Частая ситуация, когда сумма ко взысканию в иске, не совпадает с ранее направленной претензией. Теперь это не является существенным.

Подавать претензию на неустойку обязательно лишь в одном случае: если планируете её взыскивать отдельно от основного долга.

В претензии можно указать только на основное требование, а в иске – просить взыскать не только сумму основного долга, но и неустойку, несмотря на то, что в претензии она не была указана.

 

Практика показывает, что грамотная и мотивированная претензия необходима не только на случай суда: весьма часто она позволяет добиться эффективных переговоров и компромисса сторон.

 

Наша компания имеет большой опыт в подготовке претензий «высокой сложности», составлении рекомендаций в зависимости от направления и специфики деятельности клиента.

 

Всегда готовы вам помочь.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
ВЫХОД УЧАСТНИКА (УЧРЕДИТЕЛЯ) ИЗ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ООО: НЕ ТАКАЯ УЖ РЕДКАЯ СИТУАЦИЯ
3 Марта 2023
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА: ЗНАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ
13 Января 2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД ОБНОВИЛ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО МОРАЛЬНОМУ ВРЕДУ
25 Ноября 2022
Все статьи
Остались вопросы?
Вы всегда можете задать любой интересующий вас вопрос, и главное получить на него ответ