Что случилось: с 1 сентября 2022 г. вступят в силу поправки в Закон о рекламе, устанавливающие контроль за распространением рекламы в Интернете с помощью единой информационной системы учета рекламы (ЕИС УРИ) и операторов рекламных данных
ЕИС УРИ – это единая электронная автоматизированная система, которая обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации. Там будет информация о самой рекламе, сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, договорах и актах между ними с указанием цен и т.д. Исключение сделано только для социальной рекламы – она в ЕИС УРИ не попадет.
Помимо достижения основной заявленной в законе цели «обеспечения прослеживаемости рекламы», собранная информация будет бесценной с точки зрения рекламного анализа (разумеется, для тех, у кого будет доступ к этой информации).
Кто должен предоставлять информацию в ЕИС УРИ?
а) Рекламодатели – изготовители или продавцы товара, либо те, кто определяет объект или содержание рекламы. Рекламодатели не должны самостоятельно предоставлять информацию, если за них это делают рекламораспространители или операторы рекламных систем.
б) Рекламораспространители – владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, операторы поисковых систем, иные организаторы распространения информации в Интернете;
в) Операторы рекламных систем – лица, которые занимаются распространением в Интернете рекламы любых рекламодателей.
По сути, операторы - это новые участники рынка, которых должна отобрать специальная Комиссия Роскомнадзора.
Как это будет выглядеть по закону?
Потребители с 1 сентября на каждом рекламном объявлении будут видеть пометку «реклама», а также указание на рекламодателя, либо ссылку на его сайт.
До публикации рекламы в Интернете оператор рекламных данных должен присвоить каждому объявлению уникальный номер – по этому номеру и можно будет получить всю информацию в ЕИС УРИ. По всей видимости, на этой стадии будет происходить предварительный контроль рекламы.
А последующим контролем займутся госорганы в пределах своей компетенции – информация в ЕИС УРИ будет храниться не менее пяти лет. Кстати, проверять рекламу и расходы на нее будут и налоговики.
Какие проблемы есть на практике?
Х 1 сентября не за горами, но мало что готово и мало что понятно.
Достоверных свидетельств существования ЕИС УРИ пока нет. Несколько операторов рекламных систем уже готовятся к работе, но официальный статус еще никем не получен. Фактически вводится новая система взаимодействия участников уже устоявшейся отрасли, но правила еще продолжают формулироваться.
Х вырастет ли цена рекламы?
Предполагается, что все начнется с бесплатного переходного периода, но даже приблизительно представить расценки операторов рекламных систем в будущем никто не берется.
Х усиление контроля в интернет-рекламе затронет не только рекламу алкоголя, табака и других нехороших веществ, но может вторгнуться в общественную сферу, ограничивая информацию о неправильных политических акциях и организациях. В условиях, когда само понятие рекламы довольно размыто (вспомните пресловутую нативную рекламу), то возникают варианты неожиданного применения нового закона в будущем.
Продолжаем следить за развитием событий и держим руку на пульсе. Всегда на связи с вами с проверенными и взвешенными решениями.